Цели:
- воспитание любви к
книге, чтению;
- формирование
бережного отношения к родному языку и уважения к своему народу, его истории;
- совершенствование
культуры речи учащихся.
Форма:
литературно-развлекательное мероприятие.
Рассчитано
на учащихся 4–7-х классов.
Оформление:
- плакаты с цитатами,
- портреты писателей и
поэтов,
- выставка книг,
сборников сказок (готовит библиотекарь гимназии) “Любимые книги нашего детства –
сказки”,
- декорации к сказке.
Подготовительная
работа: классный воспитатель
совместно с учителем русского языка и литературы подбирает материалы для
мероприятия, учащиеся готовят декорации, совместные репетиции постановок сказки
“Лиса и заяц”.
Материалы к
мероприятию:
“…язык и
словесность – главные способы народного просвещения; богатство языка есть
богатство мыслей…”
Н.М.
Карамзин
“А уж куды
бывает метко все то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни
чухонских, ни всяких иных племен, а все сам – самородок, живой и бойкий русский
ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а
влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже
потом…”
Н.В.
Гоголь
“Во дни
сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка
и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя
– как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя
верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”.
И.С.
Тургенев
“Люди
перестают мыслить, когда перестают читать”.
Д.
Дидро
“Любить
чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные
часы”.
Ш.Монтескье
(1689–1755 г.),
французский общественный
деятель
“Дом в
котором нет книг, подобен телу, лишенному души”.
Цицерон (106–43 гг.
до н.э.),
древнегреческий оратор,
философ
Содержание конкурсно-развлекательного
мероприятия:
Звучат
фанфары. Выходит ведущий.
– Мы рады
приветствовать вас на литературно-развлекательном вечере “В гостях у
сказки”.
Исследователи отмечают, что Родина и язык, язык и нравственное в
человеке неотделимы, утрата, отсутствие одного неизменно влечет за собой
трагические потери.
На стенах нашего зала вы видите цитаты великих русских
поэтов, древнегреческих ораторов, философов, и все они говорят, что мы владельцы
прекрасного богатого языка.
Через книги мы получаем знания о предметах,
явлениях, событиях, не имевших места в нашем собственном опыте. Естественно, что
детская художественная литература и есть тот главный источник, из которого мы с
детства черпаем знания и представления о разных сферах действительности; о жизни
и поведении взрослых и сверстников; о животных и птицах, об их облике и
повадках; о дальних странах; об удивительном мужестве и терпении героев русских
народных сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно
наказывается, и о многом, многом другом.
И сейчас учащиеся 7 приготовили
мини-спектакль.
Показ
инсценировки сказки “Лиса и заяц”.
Представление команд
Представление
жюри.
Конкурсная
программа
Задания для
команд :
Задание 1.
Каждое
задание судится по 5-балльной системе. Нужно составить слова из букв ключевого
слова. Побеждает та команда, которая придумает больше всех слов. Ключевое слово
Литература. На
выполнение этого конкурса дается 1 минута.
Например, новые слова: алеут (коренной житель
Алеутских островов), ар (мера площади),
ара
(длиннохвостый попугай), арат (скотовод в
Монголии), ареал
(область распространения животных или растений), аура, ил, лат, лит (денежные единицы в
Латвии и Литве), лира, литер (документ на право
бесплатного проезда), литера (буква), реал (старинная серебряная
монета), тар
(щипковый музыкальный инструмент), тара, театр, тир, титул, туалет, трал, тур, тура.
Задание
2. Конкурс капитанов.
Ведущий: Я прошу капитанов
команд выйти на сцену. Капитанам будут заданы по 2 вопроса, если они ответят на
оба, получают 5 баллов, если на 1, то 2,5, а если не ответят вообще, то 0
баллов.
- Как звали собаку из
сказки А.С. Пушкина “О мертвой царевне и о семи богатырях?” (Соколко)
- Как звали кошку в
сказке П.П. Бажова “Серебряное копытце”? (Муренка)
- С кем веселый
Трубадур из сказки В.Ливанова, Ю.Энтина “Бременские музыканты” бродил по
свету? (С ослом, псом, котом
и петухом)
- В каком произведении
мы можем встретить кота Матроскина и собаку Шарика? (“Дядя Федор, пес и кот” Э.Н.
Успенского)
- Какие цифры чаще
всего встречаются в русских народных сказках? Приведите примеры. (3, 9, 7 и т.д.)
- Доктором каких наук
представлялся Карабас Барабас? (Кукольных)
Задание
3.
Ведущий:
Сейчас команды должны
собрать из перепутанных частей пословицы:
- Зимой солнце светит,
да не греет.
- Каков снегушек, таков
и хлебушек.
- Много снега на полях,
много хлеба в закромах.
- Февраль – месяц
лютый: спрашивает, как обутый.
- Лето – припасиха,
зима – обдериха.
Если команда
собрала все пословицы правильно, то зарабатывает 5 баллов, если 4, то 4 балла,
если 3, то 3 балла и т.д.
Задание
4.
Капитаны
команд тянут жребий и выбирают сказочного героя. Командам нужно изобразить из
подручных средств сказочного героя (раздаются воздушные шары, ножницы,
самоклеющаяся бумага и маркеры):
- Красная Шапочка.
- Кот в сапогах.
- Три поросенка.
- Волк и семеро козлят.
Задание
5.
Ведущий:
Командам нужно
придумать новые концовки к давно известным сказкам:
- "Волк и семеро
козлят",
- "Колобок",
- "Сказка о рыбаке и
рыбке",
- "Теремок".
Ведущий: Музыкальная пауза.
Пока команды придумывают свои версии концовок сказок, перед вами выступит
танцевальный коллектив “Фантазия”.
Ведущий:
Пришло время подвести
итоги нашего праздника, мы просим жюри подсчитать последние результаты конкурса
и приглашаем на сцену наших гостей из фольклорного кружка “Солнышко” со своим
выступлением.
Слово
предоставляется жюри, подводятся итоги, награждается победившая
команда.
Инсценировка сказки “Лиса и заяц на новый
лад”
Автор:
На
заснеженной опушке
Примостились две избушки:
У Лисицы – ледяная, (вносят декорации
домиков)
А у Зайца – лубяная,
Из березовой коры,
Чуть
побольше конуры.
Но зато Лисице было чем гордиться
Перед жителями
леса:
Не изба – дворец принцессы!
(Домик Барби, автор показывает указкой
и рассказывает)
В первой комнате – буфет,
Для беседы –
кабинет,
Для гостей – большая зала,
Пианино в ней стояло.
(Приносят детский
синтезатор)
Серый Волк и сам Медведь (говорит по
секрету)
Заходили поглядеть.
Красота! Одна беда –
Все из
снега, изо льда.
Как прошли мороз и стужа,
От дворца осталась лужа
(звук льющейся
воды).
Автор:
Надо строить
новый дом.
Только Лисоньке о том
Даже думать неохота.
Если б дом
построил кто-то.
Автор:
Домик заячий
не плох:
В нем и сухо, и тепло,
Есть окошко,
Есть крылечко
И
лежанка есть на печке.
Лиса:
Для удобства
моего
Только Зайца из него
Надо выманить куда-то.
Подожду-ка я
заката…
Автор:
Только
солнца красный луч
Разукрасил спины туч,
Елей и берез верхушки,
Подошла
Лиса к избушке:
Лиса:
Ой, беда,
Косой, беда!
Выходи, нужна вода,
У меня изба горит,
Пламя по ветру
летит
Вдоль лесной опушки
До твоей избушки!
Заяц:
Ах ты,
батюшки, пожар!
Автор:
Спрыгнул
Зайка с печки,
Припустился к речке.
Без дороги, напрямки,
Два ведра
принес с реки,
(сбегал за
кулисы, взял ведра, еле тащит)
Оглянулся у плетня –
Нет ни
дыма, ни огня.
Ставит ведра у корыта,
Глядь, а дверь избы
закрыта.
Заяц, сам себе не веря,
Постучался лапкой в
двери:
Заяц:
Эй, Лисица,
выходи,
Над соседом не шути.
Завладеть чужой избой
Это ж форменный
разбой!
Автор:
А Лиса ему с
печи:
Лиса:
Заяц, лучше
помолчи,
Не мешай мне отсыпаться,
А не то я буду
драться!
Автор:
Дня дождался
еле-еле
И пошел в участок к Волку. (Милиционер)
Волк
возьмет Лису за холку
И накажет за разбой!
Волк:
Ты чего
пришел, Косой?
Заяц:
Ты нам,
Волк, закон и власть,
У меня беда стряслась:
Отняла Лиса избушку.
Уж
задай бандитке взбучку!
Завладеть чужой избой –
Это ж форменный
разбой!
Автор:
Вот к
плутовке Волк стучится.
Волк:
Отворяй-ка
дверь, Лисица.
Выходи на белый свет
Предо мной держать ответ.
Или я
тебе не власть?
Кто позволил избы красть!
Автор:
А Лиса ему с
печи:
Лиса:
Это ко мне
стучит?
Мне охотник дал двустволку
И велел мне шкуру Волка
За два дня
ему добыть.
Так что можешь заходить!
Как сейчас начну
палить!
Автор:
Испугался
Волк ружья.
Волк:
В дверь к
тебе стучал не я!
Это Заяц-хулиган,
Чтоб ему попасть в
капкан!
Автор:
И бегом
помчался в лес.
Между елками пролез, (треск деревьев,
шум)
Пробежал осинник частый,
Да скорей к себе в
участок!
Заяц вновь остался с носом,
(заяц надевает на нос красный нос
клоуна)
А Лиса к нему с вопросом:
Лиса:
– Ну, и где
же твой закон?
Покричал и вышел вон! (Фонограмма
смеха)
Автор:
Снова заяц в
лес помчался
(Выносится
рекламный щит охранного предприятия – это офис Медведя)
И к
Медведю постучался (фонограмма
стука).
Услыхав негромкий стук,
Дверь открыл швейцар
Барсук.
Барсук:
Подходи
после обеда,
Наш Медведь, медку отведав,
В настроение войдет
И к
воротам подойдет.
Автор:
Заяц лапки
на живот,
Притулился у ворот.
Раз, другой в усы зевнул,
Не заметил, как
уснул.
Барсук:
Эй, нашел
где отсыпаться!
Время делом заниматься,
Сам Медведь к тебе
идет!
Звучит
музыка рэп, Медведь “новый русский”, босс в шелковом халате.
Заяц:
От тебя,
отец, подмоги
Ожидаю день и ночь!
Медведь:
Чем же мне
тебе помочь?
Заяц:
У меня была
избушка (по секрету, а
дальше убыстренная перемотка)
Возле леса, на опушке,
А Лисица
отняла
И из дома прогнала.
Волк помочь мне попытался,
Но Лисицы
испугался.
Ты хозяин здесь в лесу.
Сжалься, выгони Лису
Из моей
избушки!
Медведь:
Что ж, пошли
к опушке.
Я разбойницу-Лису
Вместе с домом разнесу!
Автор:
Вот идет
Медведь по лесу (звучит
музыка из сериала "Бригада")
Без большого интересу.
Постоит,
малины съест,
Если топать надоест.
Не спешит, как говорится. (Смена музыки)
А тем
временем Лисица
Гнезда Ос лесных нашла
Да с деревьев их сняла.
На
крылечко положила
И слегка разворошила. (Звуки жужжания
пчел)
На крыльцо Медведь ступил
И на гнезда
наступил,
(Звуки жужжания
пчел усиливаются)
Да как рыкнет:
Медведь:
Эй, Лисица,
Некогда с тобой возиться,
Выметайся из избы,
А не то сейчас
столбы
У избушки поломаю.
Лиса:
Я тебя не
понимаю –
Для чего так торопиться?
Я уже спускаюсь
вниз…
Автор:
Осы роем
собрались,
Брюшки к бою изогнули,
Жала острые воткнули (громкие звуки жужжания
пчел)
В морду, в шею, в уши, в лапы.
Взвыл от боли
косолапый.
И стремглав, не чуя ноги,
Убежал к своей
берлоге.
Лиса:
Здравствуй,
Заяц, как дела?
Хочешь отобрать свой дом?
Так теперь беги за
львом,
Пусть пришлет солдат и пушку! (Звучит громкий
смех)
Автор:
Вот идет по
полю Зайка.
Плачет, заливается,
Лапкой утирается.
А навстречу Петушок.
(Звучит солдатский марш,
петух в камуфляжной одежде)
Ярко-красный гребешок,
В сапогах и
при косе
Рано утром по росе.
Видит – Заяц горько плачет, (плач ребенка)
У него
несчастье, значит.
А в несчастии солдат
Поддержать любого
рад.
Петушок:
Что ты,
Заинька, невесел,
Что ты ушки на бок свесил?
Может, я кукареку,
Чем-нибудь да помогу!
Заяц (шепчет ему на
ухо):
У меня была
избушка
(дальше –
убыстренная перемотка)
Возле леса, на опушке,
А Лисица
отняла
И из дома прогнала.
С ней попробуй совладай-ка.
Напугала Волка –
спрятался под елку.
А Медведь-то, а Медведь
С перепугу стал реветь,
Да
стремглав, не чуя ноги,
Убежал к своей берлоге.
У тебя душа солдата,
Да силенок маловато!
Так что, Петенька, прости,
Надо мне ко Льву
идти.
Лев царево слово скажет
И разбойницу накажет.
Петушок:
Я, короче
говоря,
Здесь от имени Царя!
Вытри глазки, выше ушки
И пойдем к твоей
избушке.
Все! Пора будить Лису!
Кукареку! Кукареку! (Фонограмма взрывов,
стрельбы)
Бей из пушек по врагу.
Заряжайте пушки –
Враг
сидит в избушке!
Автор:
С печки
Лисонька вскочила
И окошко отворила,
Поглядела из окна –
Пушка черная
видна. (Торчит
швабра)
Стала Петю умолять:
Лиса:
Погоди,
солдат, стрелять,
Пожалей души живой!
Петушок:
Ты, Лисица,
здесь не вой!
Притаился враг в избушке,
Вот сейчас пальну из
пушки,
Поглядишь, как от печи
Отлетают кирпичи!
Автор:
Стала
Лисонька бледна.
Из окна на землю прыг,
И пропала в тот же
миг.
Звучит
песня Агутина + “Отпетые Мошенники” "Граница". Петушок тренирует
Зайца.
Автор:
И
представьте, дети,
Зайчик вместе с Петей
В теплом домике своем
До сих
пор живут вдвоем.