Конкурсно-развлекательная программа по литературе: "В гостях у сказки"




Цели:

  • воспитание любви к книге, чтению;
  • формирование бережного отношения к родному языку и уважения к своему народу, его истории;
  • совершенствование культуры речи учащихся.

Форма: литературно-развлекательное мероприятие.

Рассчитано на учащихся 4–7-х классов.

Оформление:

  • плакаты с цитатами,
  • портреты писателей и поэтов,
  • выставка книг, сборников сказок (готовит библиотекарь гимназии) “Любимые книги нашего детства – сказки”,
  • декорации к сказке.

Подготовительная работа: классный воспитатель совместно с учителем русского языка и литературы подбирает материалы для мероприятия, учащиеся готовят декорации, совместные репетиции постановок сказки “Лиса и заяц”.

Материалы к мероприятию:

“…язык и словесность – главные способы народного просвещения; богатство языка есть богатство мыслей…”

Н.М. Карамзин

“А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а все сам – самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом…”

Н.В. Гоголь

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”.

И.С. Тургенев

“Люди перестают мыслить, когда перестают читать”.

Д. Дидро

“Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные часы”.

Ш.Монтескье (1689–1755 г.),
французский общественный деятель

“Дом в котором нет книг, подобен телу, лишенному души”.

Цицерон (106–43 гг. до н.э.),
древнегреческий оратор, философ

Содержание конкурсно-развлекательного мероприятия:

Звучат фанфары. Выходит ведущий.

– Мы рады приветствовать вас на литературно-развлекательном вечере “В гостях у сказки”.
Исследователи отмечают, что Родина и язык, язык и нравственное в человеке неотделимы, утрата, отсутствие одного неизменно влечет за собой трагические потери.
На стенах нашего зала вы видите цитаты великих русских поэтов, древнегреческих ораторов, философов, и все они говорят, что мы владельцы прекрасного богатого языка.
Через книги мы получаем знания о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в нашем собственном опыте. Естественно, что детская художественная литература и есть тот главный источник, из которого мы с детства черпаем знания и представления о разных сферах действительности; о жизни и поведении взрослых и сверстников; о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах; об удивительном мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом.
И сейчас учащиеся 7  приготовили мини-спектакль.

Показ инсценировки сказки “Лиса и заяц”.

Представление команд

Представление жюри.

Конкурсная программа

Задания для команд :

Задание 1.

Каждое задание судится по 5-балльной системе. Нужно составить слова из букв ключевого слова. Побеждает та команда, которая придумает больше всех слов. Ключевое слово Литература. На выполнение этого конкурса дается 1 минута.
Например, новые слова: алеут (коренной житель Алеутских островов), ар (мера площади), ара (длиннохвостый попугай), арат (скотовод в Монголии), ареал (область распространения животных или растений), аура, ил, лат, лит (денежные единицы в Латвии и Литве), лира, литер (документ на право бесплатного проезда), литера (буква), реал (старинная серебряная монета), тар (щипковый музыкальный инструмент), тара, театр, тир, титул, туалет, трал, тур, тура.

Задание 2. Конкурс капитанов.

Ведущий: Я прошу капитанов команд выйти на сцену. Капитанам будут заданы по 2 вопроса, если они ответят на оба, получают 5 баллов, если на 1, то 2,5, а если не ответят вообще, то 0 баллов.

  • Как звали собаку из сказки А.С. Пушкина “О мертвой царевне и о семи богатырях?” (Соколко)
  • Как звали кошку в сказке П.П. Бажова “Серебряное копытце”? (Муренка)
  • С кем веселый Трубадур из сказки В.Ливанова, Ю.Энтина “Бременские музыканты” бродил по свету? (С ослом, псом, котом и петухом)
  • В каком произведении мы можем встретить кота Матроскина и собаку Шарика? (“Дядя Федор, пес и кот” Э.Н. Успенского)
  • Какие цифры чаще всего встречаются в русских народных сказках? Приведите примеры. (3, 9, 7 и т.д.)
  • Доктором каких наук представлялся Карабас Барабас? (Кукольных)

Задание 3.

Ведущий: Сейчас команды должны собрать из перепутанных частей пословицы:

  1. Зимой солнце светит, да не греет.
  2. Каков снегушек, таков и хлебушек.
  3. Много снега на полях, много хлеба в закромах.
  4. Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.
  5. Лето – припасиха, зима – обдериха.

Если команда собрала все пословицы правильно, то зарабатывает 5 баллов, если 4, то 4 балла, если 3, то 3 балла и т.д.

Задание 4.

Капитаны команд тянут жребий и выбирают сказочного героя. Командам нужно изобразить из подручных средств сказочного героя (раздаются воздушные шары, ножницы, самоклеющаяся бумага и маркеры):

  1. Красная Шапочка.
  2. Кот в сапогах.
  3. Три поросенка.
  4. Волк и семеро козлят.

Задание 5.

Ведущий: Командам нужно придумать новые концовки к давно известным сказкам:

  • "Волк и семеро козлят",
  • "Колобок",
  • "Сказка о рыбаке и рыбке",
  • "Теремок".

Ведущий: Музыкальная пауза. Пока команды придумывают свои версии концовок сказок, перед вами выступит танцевальный коллектив “Фантазия”.

Ведущий: Пришло время подвести итоги нашего праздника, мы просим жюри подсчитать последние результаты конкурса и приглашаем на сцену наших гостей из фольклорного кружка “Солнышко” со своим выступлением.

Слово предоставляется жюри, подводятся итоги, награждается победившая команда.

Инсценировка сказки “Лиса и заяц на новый лад”

Автор:

На заснеженной опушке
Примостились две избушки:
У Лисицы – ледяная, (вносят декорации домиков)
А у Зайца – лубяная,
Из березовой коры,
Чуть побольше конуры.
Но зато Лисице было чем гордиться
Перед жителями леса:
Не изба – дворец принцессы!
(Домик Барби, автор показывает указкой и рассказывает)
В первой комнате – буфет,
Для беседы – кабинет,
Для гостей – большая зала,
Пианино в ней стояло.
(Приносят детский синтезатор)
Серый Волк и сам Медведь (говорит по секрету)
Заходили поглядеть.
Красота! Одна беда –
Все из снега, изо льда.
Как прошли мороз и стужа,
От дворца осталась лужа (звук льющейся воды).

Автор:

Надо строить новый дом.
Только Лисоньке о том
Даже думать неохота.
Если б дом построил кто-то.

Автор:

Домик заячий не плох:
В нем и сухо, и тепло,
Есть окошко,
Есть крылечко
И лежанка есть на печке.

Лиса:

Для удобства моего
Только Зайца из него
Надо выманить куда-то.
Подожду-ка я заката…

Автор:

Только солнца красный луч
Разукрасил спины туч,
Елей и берез верхушки,
Подошла Лиса к избушке:

Лиса:

Ой, беда, Косой, беда!
Выходи, нужна вода,
У меня изба горит,
Пламя по ветру летит
Вдоль лесной опушки
До твоей избушки!

Заяц:

Ах ты, батюшки, пожар!

Автор:

Спрыгнул Зайка с печки,
Припустился к речке.
Без дороги, напрямки,
Два ведра принес с реки,
(сбегал за кулисы, взял ведра, еле тащит)
Оглянулся у плетня –
Нет ни дыма, ни огня.
Ставит ведра у корыта,
Глядь, а дверь избы закрыта.
Заяц, сам себе не веря,
Постучался лапкой в двери:

Заяц:

Эй, Лисица, выходи,
Над соседом не шути.
Завладеть чужой избой
Это ж форменный разбой!

Автор:

А Лиса ему с печи:

Лиса:

Заяц, лучше помолчи,
Не мешай мне отсыпаться,
А не то я буду драться!

Автор:

Дня дождался еле-еле
И пошел в участок к Волку. (Милиционер)
Волк возьмет Лису за холку
И накажет за разбой!

Волк:

Ты чего пришел, Косой?

Заяц:

Ты нам, Волк, закон и власть,
У меня беда стряслась:
Отняла Лиса избушку.
Уж задай бандитке взбучку!
Завладеть чужой избой –
Это ж форменный разбой!

Автор:

Вот к плутовке Волк стучится.

Волк:

Отворяй-ка дверь, Лисица.
Выходи на белый свет
Предо мной держать ответ.
Или я тебе не власть?
Кто позволил избы красть!

Автор:

А Лиса ему с печи:

Лиса:

Это ко мне стучит?
Мне охотник дал двустволку
И велел мне шкуру Волка
За два дня ему добыть.
Так что можешь заходить!
Как сейчас начну палить!

Автор:

Испугался Волк ружья.

Волк:

В дверь к тебе стучал не я!
Это Заяц-хулиган,
Чтоб ему попасть в капкан!

Автор:

И бегом помчался в лес.
Между елками пролез, (треск деревьев, шум)
Пробежал осинник частый,
Да скорей к себе в участок!
Заяц вновь остался с носом,
(заяц надевает на нос красный нос клоуна)
А Лиса к нему с вопросом:

Лиса:

– Ну, и где же твой закон?
Покричал и вышел вон! (Фонограмма смеха)

Автор:

Снова заяц в лес помчался
(Выносится рекламный щит охранного предприятия – это офис Медведя)
И к Медведю постучался (фонограмма стука).
Услыхав негромкий стук,
Дверь открыл швейцар Барсук.

Барсук:

Подходи после обеда,
Наш Медведь, медку отведав,
В настроение войдет
И к воротам подойдет.

Автор:

Заяц лапки на живот,
Притулился у ворот.
Раз, другой в усы зевнул,
Не заметил, как уснул.

Барсук:

Эй, нашел где отсыпаться!
Время делом заниматься,
Сам Медведь к тебе идет!

Звучит музыка рэп, Медведь “новый русский”, босс в шелковом халате.

Заяц:

От тебя, отец, подмоги
Ожидаю день и ночь!

Медведь:

Чем же мне тебе помочь?

Заяц:

У меня была избушка (по секрету, а дальше убыстренная перемотка)
Возле леса, на опушке,
А Лисица отняла
И из дома прогнала.
Волк помочь мне попытался,
Но Лисицы испугался.
Ты хозяин здесь в лесу.
Сжалься, выгони Лису
Из моей избушки!

Медведь:

Что ж, пошли к опушке.
Я разбойницу-Лису
Вместе с домом разнесу!

Автор:

Вот идет Медведь по лесу (звучит музыка из сериала "Бригада")
Без большого интересу.
Постоит, малины съест,
Если топать надоест.
Не спешит, как говорится. (Смена музыки)
А тем временем Лисица
Гнезда Ос лесных нашла
Да с деревьев их сняла.
На крылечко положила
И слегка разворошила. (Звуки жужжания пчел)
На крыльцо Медведь ступил
И на гнезда наступил,
(Звуки жужжания пчел усиливаются)
Да как рыкнет:

Медведь:

Эй, Лисица,
Некогда с тобой возиться,
Выметайся из избы,
А не то сейчас столбы
У избушки поломаю.

Лиса:

Я тебя не понимаю –
Для чего так торопиться?
Я уже спускаюсь вниз…

Автор:

Осы роем собрались,
Брюшки к бою изогнули,
Жала острые воткнули (громкие звуки жужжания пчел)
В морду, в шею, в уши, в лапы.
Взвыл от боли косолапый.
И стремглав, не чуя ноги,
Убежал к своей берлоге.

Лиса:

Здравствуй, Заяц, как дела?
Хочешь отобрать свой дом?
Так теперь беги за львом,
Пусть пришлет солдат и пушку! (Звучит громкий смех)

Автор:

Вот идет по полю Зайка.
Плачет, заливается,
Лапкой утирается.
А навстречу Петушок.
(Звучит солдатский марш, петух в камуфляжной одежде)
Ярко-красный гребешок,
В сапогах и при косе
Рано утром по росе.
Видит – Заяц горько плачет, (плач ребенка)
У него несчастье, значит.
А в несчастии солдат
Поддержать любого рад.

Петушок:

Что ты, Заинька, невесел,
Что ты ушки на бок свесил?
Может, я кукареку,
Чем-нибудь да помогу!

Заяц (шепчет ему на ухо):

У меня была избушка
(дальше – убыстренная перемотка)
Возле леса, на опушке,
А Лисица отняла
И из дома прогнала.
С ней попробуй совладай-ка.
Напугала Волка – спрятался под елку.
А Медведь-то, а Медведь
С перепугу стал реветь,
Да стремглав, не чуя ноги,
Убежал к своей берлоге.
У тебя душа солдата,
Да силенок маловато!
Так что, Петенька, прости,
Надо мне ко Льву идти.
Лев царево слово скажет
И разбойницу накажет.

Петушок:

Я, короче говоря,
Здесь от имени Царя!
Вытри глазки, выше ушки
И пойдем к твоей избушке.
Все! Пора будить Лису!
Кукареку! Кукареку! (Фонограмма взрывов, стрельбы)
Бей из пушек по врагу.
Заряжайте пушки –
Враг сидит в избушке!

Автор:

С печки Лисонька вскочила
И окошко отворила,
Поглядела из окна –
Пушка черная видна. (Торчит швабра)
Стала Петю умолять:

Лиса:

Погоди, солдат, стрелять,
Пожалей души живой!

Петушок:

Ты, Лисица, здесь не вой!
Притаился враг в избушке,
Вот сейчас пальну из пушки,
Поглядишь, как от печи
Отлетают кирпичи!

Автор:

Стала Лисонька бледна.
Из окна на землю прыг,
И пропала в тот же миг.

Звучит песня Агутина + “Отпетые Мошенники” "Граница". Петушок тренирует Зайца.

Автор:

И представьте, дети,
Зайчик вместе с Петей
В теплом домике своем
До сих пор живут вдвоем.