Утверждена
приказом МБОУ «Нискасинская СОШ» №39/2 о/д от 31.08.2022
ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА
В МБОУ «Нискасинская СОШ»
1.
Пояснительная записка.
Настоящая целевая модель наставничества МБОУ «Нискасинская СОШ», осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МБОУ «Нискасинская СОШ».
Создание целевой модели наставничества в МБОУ «Нискасинская СОШ» позволит решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит.
В программе используются следующие понятия и термины.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ
реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников. Программа
наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Координатор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для
реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.
Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях.
Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции
самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с
индивидуальным образовательным маршрутом.
Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.
2. Нормативные основы целевой модели наставничества.
Нормативные правовые акты международного уровня.
•
Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября
1989 г., ратифицированной Постановлением ВС СССР
от 13 июня 1990 г. N 1559-
1.
•
Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год).
•
Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. 'О предотвращении преждевременного оставления школы".
Нормативные правовые акты Российской Федерации.
•
Конституция Российской Федерации.
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об
образовании в Российской Федерации".
•
Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная
на заседании Комитета Государственной
Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N 45 от 14 мая 2010 г.).
•
Основы
государственной молодежной политики Российской Федерации на период до2025 года, утвержденные распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р.
•
Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г.
N 996-р).
•
Гражданский кодекс
Российской Федерации.
•
Трудовой кодекс
Российской Федерации.
•
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-Ф3 "О
благотворительной деятельности и
благотворительных организациях"
•
Федеральный закон от 19 мая 1995 г.
N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
•
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О
некоммерческих организациях".
•
Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г.
«Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
•
Указ Президента Российской
Федерации Владимира Путина от 21.07.2020 № 474 «Указ о национальных целях развития России до 2030 года».
•
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 04.08.2020 года «О внедрении
примерной программы воспитания».
•
Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2018 г. № 94 «Об учреждении знака отличия
«За наставничество» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71791182/.
Нормативные правовые акты МБОУ «Нискасинская СОШ»
Устав
•
Программа развития
•
Отчет о результатах самообследования деятельности
•
Положение о педагогическом совете
•
Положение о методическом совете
3. Задачи целевой модели наставничества
1.
Разработка и реализация мероприятий «дорожной карты» внедрения
целевой модели.
2.
Разработка и реализация программ наставничества.
3.
Реализация кадровой политики, в том числе:
привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества.
4. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.
5. Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых
специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества.
6. Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе.
7.
Формирования баз данных Программы наставничества и лучших практик.
8. Обеспечение условий
для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой
модели наставничества, в формате непрерывного образования.
4. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества
1. Измеримое улучшение
показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования.
2. Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
3. Плавный «вход» молодого учителя
и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.
4. Адаптация учителя
в новом педагогическом коллективе.
5. Измеримое
улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников школы, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.
6. Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся.
7. Снижение показателей неуспеваемости учащихся.
8. Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.
9. Формирование
осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
10.
Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.
11. Рост
информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях.
12. Повышение уровня
сформированности ценностных и жизненных позиций
и
ориентиров.
13. Снижение
конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для горизонтального и вертикального
социального движения.
14. Увеличение
доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых обучающихся.
15. Снижение
проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
16. Включение в систему наставнических отношений детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Структура управления реализацией целевой модели наставничества
Уровни структуры |
Направления деятельности. |
Министерство образования и молодежной
политики Чувашской Республики |
Осуществление государственного управление в сфере образования. Принятие решение о внедрении целевой модели наставничества; Обеспечивает организацию инфраструктуры
и материально- техническое обеспечение программ наставничества. |
БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт
образования» Минобразования Чувашии |
Организационная, методическая, экспертно- консультационная, информационная и просветительская поддержка участников внедрения целевой модели наставничества. Контроль за реализацией мероприятий по внедрению целевой модели
наставничества; Выработка
предложений по совместному использованию инфраструктуры в целях внедрения целевой модели наставничества. Содействие распространению и внедрению
лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей
для обучающихся, педагогов и молодых
специалистов Содействие привлечению к реализации наставнических программ образовательных организаций; предприятий и организаций; государственных бюджетных учреждений культуры и спорта; юридических и физических лиц и т.д. |
МБОУ «Нискасинская СОШ» |
Разработка
и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения целевой модели наставничества Разработка и реализация мероприятий
дорожной карты внедрения целевой модели. Реализация программ наставничества. Назначение координатора и кураторов внедрения целевой модели наставничества. Инфраструктурное
и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества. |
Координатор
м кураторы |
Формирование
базы наставников и наставляемых. Организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для
проведения обучения). Контроль процедуры внедрения целевой модели
наставничества. Контроль проведения программ наставничества. Участие в
оценке вовлеченности в различные формы наставничества.
Решение организационных вопросов, возникающих в процессе
реализации модели. Мониторинг результатов эффективности реализации целевой
модели наставничества. |
Наставники |
Реализация наставнического цикла. |
6. Кадровая система реализации целевой модели наставничества
В Целевой модели наставничества выделяются следующие главные роли:
1. Наставляемый
- участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке
решает конкретные жизненные
задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
2. Наставник -
участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального,
способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки
процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
3. Координатор - сотрудник образовательной организации, который отвечает
за разработку и реализацию программы
наставничества в организации в целом. организацию всего цикла программы наставничества.
4. Куратор - сотрудник образовательной организации, организует реализацию программы наставничества согласно
выбранным формам.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.
•
Формирование базы наставляемых: из числа обучающихся:
о проявивших выдающиеся способности;
о демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты; о с ограниченными возможностями здоровья; о попавших в трудную жизненную ситуацию; о имеющих проблемы с поведением;
о не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива из числа педагогов:
о молодых специалистов;
о находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
о находящихся в процессе адаптации на новом месте работы; о желающими овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.
•
Формирование базы наставников из числа:
о обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; о педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
о родителей обучающихся - активных участников родительских или управляющих советов; о выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы; о сотрудников предприятий, заинтересованных в подготовке будущих кадров;
о успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые чувствуют потребность передать свой опыт; о ветеранов педагогического труда.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
7. Этапы реализации целевой модели наставничества в МБОУ «Нискасинская СОШ»
Этапы |
Мероприятия |
Результат |
Подготовка условий для запуска программы наставничества |
1. Создание благоприятных условий для запуска
программы. 2. Сбор
предварительных запросов от потенциальных наставляемых. 3.
Выбор аудитории для поиска наставников. 4. Информирование
и выбор форм наставничества. На внешнем контуре: информационная работа, направленная на привлечение внешних
ресурсов к реализации программы. |
Дорожная
карта реализации наставничества. Пакет документов. |
Формирование базы
наставляемых |
1. Выявление конкретных проблем обучающихся школы, которые можно решить с помощью наставничества. 2. Сбор и
систематизация запросов от потенциальных наставляемых. |
Формированная
база наставляемых с картой запросов. |
Формирование базы
наставников |
Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа: •
обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, •
творческих и адаптационных вопросах (например, участники кружков по интересам, •
театральных или музыкальных групп, проектных классов, спортивных секций); •
педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; •
родителей обучающихся - активных участников родительских или управляющих советов, •
организаторов досуговой деятельности в образовательной организации и других •
представителей родительского сообщества с |
Формирование
базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем. |
|
выраженной
гражданской позицией. Работа с внешним контуром на данном этапе
включает действия по формированию базы наставников из
числа: •
выпускников, заинтересованных в поддержке своей
школы; •
сотрудников региональных предприятий, заинтересованных в подготовке будущих •
кадров (возможно пересечение с выпускниками); •
успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые
чувствуют •
потребность передать свой
опыт; •
представители других организаций, с которыми есть
партнерские связи. |
|
Отбор и обучение наставников |
1.
Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих
для конкретной программы. 2. Обучение наставников для работы с наставляемыми. |
1.
Заполнены анкеты в
письменной свободной форме
всеми потенциальными наставниками. 2. Собеседование
с наставниками 3.Программа
обучения. |
Организация хода наставнической программы |
1.
Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе
так, чтобы они были максимально
комфортными, стабильными и
результативными для обеих сторон. 2.Работа в каждой паре/группе включает: •
встречу-знакомство, •
пробную рабочую встречу, •
встречу-планирование, •
комплекс последовательных встреч, •
итоговую встречу. |
Мониторинг: •
сбор обратной связи от наставляемых для мониторинга динамики влияния
программы на наставляемых; •
сбор обратной связи от наставников, наставляемых
и кураторов для мониторинга эффективности реализации программы. |
Завершение программы наставничества |
1.
Подведение итогов работы каждой пары/группы. 2.Подведение
итогов программы школы. 3.Публичное подведение итогов и популяризация практик. |
•
Собраны лучшие наставнические практики. •
Поощрение наставников. |
8. Формы наставничества в МБОУ «Нискасинская СОШ»
Для успешной реализации целевой модели наставничества предусматривается выделение 5 возможных форм наставничества.
Исходя из образовательных потребностей МБОУ «Нискасинская СОШ» выбраны следующие формы наставничества: «Ученик - ученик»,«Учитель - учитель»,
«Учитель - ученик»
Цель: разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Задачи:
1. Помощь в реализации лидерского потенциала.
Форма наставничества «Ученик - ученик».
2. Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
3. Развитие гибких
навыков и метакомпетенций.
4. Оказание помощи в адаптации
к новым условиям среды.
5. Создание
комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.
6. Формирование
устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.
Результат:
1. Высокий
уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы.
2.
Повышение успеваемости в школе.
3.
Улучшение психоэмоционального фона внутри группы,
класса, школы в целом.
4. Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций.
5. Количественный
и качественный ростуспешно реализованный творческих и образовательных
проектов.
6.
Снижение числа обучающихся состоящих на различных
видах учета.
7. Снижение
количества жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива
обучающихся.
Характеристика участников формы наставничества «Ученик - ученик».
Наставник |
Наставляемый |
|
Кто может быть. |
Пассивный |
Активный |
•
Активный ученик, обладающий
лидерским и организаторскими
качествами, нетривиальностью мышления. •
Ученик, демонстрирующий высокие образовательные результаты. •
Победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований •
Лидер класса или параллели,
принимающий активное участие
в жизни школы •
Возможный участник всероссийских детско - юношеских организаций и объединений. |
Социально или ценностно
- дезориентированный обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающим участие
в жизни школы, отстраненный от коллектива. |
Обучающийся с особыми образовательными потребностями, нуждающийся в профессиональной
поддержке или ресурсах для обмена мнениями и
реализации собственных проектов. |
Возможные варианты
программы наставничества «Ученик - ученик».
Формы |
Цель |
«Успевающий
- неуспевающий» |
Достижение лучших
образовательных результатов. |
«Лидер - пассивный» |
Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или с развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков. |
«Равный - равному» |
Обмен навыками для достижения целей. |
«Адаптированный -
неадаптированный» |
Адаптация к новым
условиям обучения. |
Схема реализации формы наставничества «Ученик - ученик».
Этапы реализации. |
Мероприятия |
Представление программ наставничества в форме «Ученик - ученик». |
Ученическая конференция. |
Проводится отбор наставников из числа активных учащихся школьного сообщества. |
Анкетирование. Собеседование. Использование базы наставников. |
Обучение наставников. |
Обучение проводится куратором. |
Проводится отбор учащихся, имеющих особые образовательные потребности, низкую учебную мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе, не включенные в школьное сообщество и желающих добровольно принять участие в программе наставничества. |
Анкетирование. Листы
опроса. Использование базы наставляемых. |
Формирование пар, групп. |
После личных встреч, обсуждения вопросов. |
Наставляемый улучшает свои
образовательные результаты, он интегрирован в школьное сообщество, повышена мотивация и осознанность. |
Предоставление конкретных результатов взаимодействия (проект, улучшение показателей). Улучшение образовательных результатов, посещаемости. |
Рефлексия реализации формы
наставничества. |
Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус.
Чувствует свою причастность школьному сообществу. |
Поощрение на ученической конференции. |
Форма наставничества «Учитель - учитель».
Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
1. Способствовать
формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
2. Развивать интерес
к методике построения и организации результативного учебного процесса.
3. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
4. Прививать молодому
специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
5.
Ускорить процесс профессионального становления педагога.
Результат:
1. Высокий уровень
включенности молодых специалистов и новых педагогов в педагогическую работу
и культурную жизнь образовательной организации.
2. Усиление уверенности в собственных силах и развитие
личного творческого и
педагогического потенциала.
3. Улучшение психологического климата в образовательной организации.
4. Повышение уровня
удовлетворенности в собственной работой и улучшение
психоэмоционального состояния
специалистов.
5. Рост числа специалистов, желающих
продолжить свою работу в данном
коллективе образовательного учреждения.
6.
Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемых классах и группах.
7.
Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.
8. Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик
молодого специалиста и т. д.)
Характеристика участников формы наставничества «Учитель - учитель»
Наставник |
Наставляемый |
||
Молодой специалист |
Педагог |
||
• Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи
(победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных
пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров). • Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ. • Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. |
Имеет малый опыт работы (от 0
до 3 лет), испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием
с обучающимися, другими педагогами, родителями. |
Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление
о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. |
|
Типы наставников |
Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости. |
||
Наставник - консультант |
Наставник - предметник |
||
Создает
комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса
и с решение конкретных психолого педагогичексих
и коммуникативных проблем,
контролирует самостоятельную работу молодого специалиста
или педагога. |
Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин. |
Возможные варианты программы наставничества «Учитель - учитель»
Формы взаимодействия |
Цель |
«Опытный педагог
- молодой специалист» |
Поддержка
для приобретения необходимых профессиональных
навыков и закрепления на месте работы. |
Руководитель - молодой специалист» |
Приобретение
профессиональных навыков в работе с классным коллективом и закрепления на месте работы. |
«Лидер
педагогического сообщества - педагог, испытывающий проблемы» |
Реализация
психоэмоциональной поддержки сочетаемый
с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив. |
«Педагог новатор
- консервативный педагог» |
Помощь в овладении современными программами,
цифровыми навыками, ИКТ компетенциями. |
«Опытный предметник - неопытный предметник» |
Методическая поддержка по конкретному предмету. |
Руководитель - молодой специалист» |
Приобретение
профессиональных навыков в работе с классным коллективом и закрепления на месте работы. |
Схема реализации формы наставничества «Учитель - учитель»
Этапы реализации. |
Мероприятия |
Представление программ наставничества в форме
«Учитель - учитель». |
Педагогический совет. Методический совет. |
Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и
педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу. |
Анкетирование. Использование базы наставников. |
Обучение наставников. |
Проводится при
необходимости. |
Проводится
отбор педагогов, испытывающий профессиональные проблемы, проблемы адаптации
и желающих добровольно принять участие в программе
наставничества. |
Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. |
Формирование пар, групп. |
После встреч, обсуждения вопросов. |
Повышение
квалификации наставляемого, закрепление в профессии. Творческая деятельность. Успешная адаптация. |
Тестирование.
Проведение мастер - классов, открытых уроков. |
Рефлексия реализации формы наставничества. |
Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. |
Поощрение
на педагогическом совете или методический совете школы. |
Характеристика участников формы наставничества «Учитель - учитель»
Наставник |
Наставляемый |
||
Молодой специалист |
Педагог |
||
•
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных
конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров). Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ. •
Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо
развитой эмпатией. |
Имеет малый опыт
работы (от 0 до 3 лет), испытывающий трудности сорганизацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями. |
Специалист, находящийся в
процессе адаптации на новом месте
работы, которому необходимо
получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. |
|
Типы наставников |
Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания,
хронической усталости. |
||
Наставник - консультант |
Наставник - предметник |
||
Создает
комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса
и с решение конкретных психолого педагогичексих и коммуникативных проблем,
контролирует самостоятельную работу молодого специалиста
или педагога. |
Опытный
педагог одного и того же предметного направления, что и молодой
учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин. |
|
|
Форма наставничества «Учитель - ученик»
Цель - успешное формирование у учеников младшей, средней и старшей школы осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи.
Задачи:
1.
Помощь учащимся в раскрытии и оценке своего
личного потенциала.
2. Повышение мотивации
к учебе и саморазвитию, к саморегуляции, формирования ценностных и жизненных ориентиров.
3. Развитие
лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций.
4. Помощь в построении образовательной траектории и будущей
профессиональной реализации.
Результат:
1. Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона в младшей,
средней и старшей
школе.
2.
Численный рост кружков
по интересам, а также внеурочных мероприятий.
3. Увеличение процента
учеников, успешно прошедших предпрофориентационную программу.
4. Численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности в старших классах
(совместно с представителем предприятия).
5. Увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников.
Характеристика участников формы наставничества «Учитель - ученик»
Наставник |
Наставляемый |
||
Кто может быть. |
Активный |
Пассивный |
|
•
Неравнодушный |
Социально активный школьник |
Плохо мотивированный, |
|
профессионал с большим (от |
с особыми образовательными |
дезориентированный |
|
5 лет) опытом работы с |
потребностями, |
школьник, не имеющий |
|
мотивированный к расширению |
желания самостоятельно |
||
высокой квалификацией. |
|||
выбирать образовательную |
|||
•
Активная жизненная |
круга общения, |
||
самосовершенствованию, получению новых навыков. |
траекторию, мало информированный
о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри школы и ее сообщества. |
||
позиция. •
Обладает развитыми
коммуникативными навыками, гибкостью в общении,
умением отнестись к ученику как к равному в |
|||
диалоге и потенциально |
|
|
|
будущему коллеге. |
|
|
|
•
Возможно, выпускник того |
|
|
|
же образовательного |
|
|
|
учреждения, член |
|
|
|
сообщества благодарных |
|
|
|
выпускников. |
|
|
|
•
Возможно, родитель |
|
|
|
образовательного |
|
|
|
учреждения. |
|
|
Возможные варианты
программы наставничества «Учитель
- ученик»
Формы взаимодействия |
Цель |
«Активный
профессионал - равнодушный потребитель» |
Мотивационная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора образовательной и карьерной траектории. |
Схема реализации формы наставничества «Учитель - ученик»
Этапы реализации |
Мероприятия |
Представление программ наставничества в форме «Учитель - ученик». |
Ученическая конференция. |
Проводится
отбор наставников из числа активных и опытных учителей, представителей благодарных выпускников. |
Анкетирование. Использование базы наставников. |
Обучение наставников. |
Обучение проводится куратором программы наставничества при необходимости. Работа с
пособиями Ментори «Рабочие тетради наставника». |
Проводится
отбор учащихся, имеющих проблемы с учебой, не мотивированных, не
умеющих строить свою образовательную
траекторию. Либо - учащиеся, с особыми образовательными
потребности, не имеющими возможности
реализовать себя в рамках школьной программы. |
Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. |
Формирование пар, групп. |
Личные встречи или групповая работа
в формате «быстрых встреч». |
Повышение
образовательных результатов у наставляемых. Мотивированны, интегрированы в сообщество. Осознано подходят к выбору профессий. |
Защита
проекта. Анализ успеваемости. Представление
бизнес - плана. Определение образовательной траектории. |
Рефлексия реализации формы
наставничества. |
Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. |
Поощрение наставляемого на ученической конференции. Благодарственное письмо на предприятие или организацию наставника. |
9. Мониторинг и оценка
результатов реализации программы
наставничества
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества
процесса реализации программы наставничества;
2) оценка
мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных
результатов.
Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
1) оценка качества
реализуемой программы наставничества;
2) оценка
эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
•
сбор и анализ
обратной связи от участников (метод
анкетирования);
•
обоснование требований к процессу реализации программы
наставничества, к личности наставника;
•
контроль хода программы наставничества;
•
описание особенностей взаимодействия
наставника и наставляемого
(группы наставляемых);
•
определение условий эффективной программы наставничества;
•
контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Оформление результатов.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT- анализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты.
Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества. SWOT-анализ проводит координатор программы.
Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.
9.2 Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников
Этап 2.
Второй этап мониторинга позволяет оценить:
•
мотивационно-личностный профессиональный рост
участников программы наставничества;
•
развитие метапредметных навыков
и уровня вовлеченности обучающихся образовательную деятельность;
•
качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ;
•
динамику образовательных результатов с учетом
эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.
Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии
дальнейшего формирования пар "наставник- наставляемый".
Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по итогам прохождения программы.
Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.
1.
Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.
2. Оценка динамики
характеристик образовательного процесса
(оценка качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ).
3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар " наставник-наставляемый".
Задачи мониторинга:
•
научное и практическое обоснование требований к процессу организации программы наставничества, к личности наставника;
•
экспериментальное подтверждение необходимости
выдвижения описанных в целевой модели требований к личности наставника;
•
определение условий эффективной программы наставничества;
•
анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение
корректировок во все этапы реализации программы
в соответствии с результатами;
•
сравнение характеристик образовательного процесса на
"входе" и "выходе" реализуемой программы;
•
сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность,
активность, самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе" и "выходе" реализуемой программы.
10. Механизмы мотивации и поощрения наставников
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника:
•
Организация и проведение фестивалей, форумов,
конференций наставников на школьном уровне.
•
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
•
Проведение школьного конкурса
профессионального мастерства "Наставник года", «Лучшая пара»,
«Наставник+";
•
Награждение школьными грамотами
"Лучший наставник"
•
Благодарственные письма родителям
наставников из числа
обучающихся.
•
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития
школы.